Мини-музей "Листья"
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: "В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра".
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?
Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это экспонаты, среди которых немало самых разных и необычных коллекций.
"Коллекционирование - систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес".
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его минимузей. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которого он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно!
Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь ребенок - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
I этап - подготовительный этап.
- Определение темы и названия музея.
- Составление проекта.
II этап - практический этап
Создание музея.
Цель. Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания.
Расширять кругозор дошкольников.
Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
В мини-музее представлены экспонаты, рассказывающие не только об опавших, но и живых листьях.
Программа "Наш дом - природа": экспонаты мини-музея используются для работы по блокам "Почва - живая земля", "Растения "и в рамках экологического проекта "Наше дерево".
Наш мини-музей "Листья "находится в групповой комнате в центре природы. Материал расположен по разделам, на полочках разного уровня. При его оформлении использованы засушенные листья деревьев разных пород.
Раздел "Одеяло из листьев".
В разделе представлены макеты, связанные с осенними явлениями в природе. Коробка с откидной крышкой обклеена с обеих сторон сухими разноцветными листьями. Внутри коробки тоже листья, а на них лежат маленькие фигурки насекомых. Во время экскурсии дети заглядывают под одеяло из листьев и находят тех, кто прячется под ним. Среди опавшей листвы спрятались уж и еж. Здесь они спят всю зиму.
Раздел "Листья для художника".
Здесь находятся засушенные осенние листья - прекрасный материал для творчества. Представлены осенние букеты, картины из сухих листьев,
объемные работы, выполненные детьми на занятиях и совместно с родителями.
Раздел "Дерево загадок".
Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети могут подойти к дереву и отгадать загадки.
Раздел "Листья лечат".
В этом разделе на полочке расположены коробочки с лекарственными растениями: крапива, шалфей, брусника. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.
Раздел "Листья и почва".
Эти экспонаты музея - разнообразные сухие листья, хвоинки. Здесь же находится модель почвы в стеклянной емкости, в верхней части которой лежат опавшие листья.
Раздел ’’Волшебные превращения листьев".
Этот разделе представлены работы детей из листьев, их чудесное «превращение»
Уголок самостоятельной деятельности.
В этом уголке находится "Лиственная игротека". Здесь предлагаются детям следующие задания:
- подбери пару (плод - лист) ;
- подбери к дереву соответствующий лист;
- узнай лист по его тени;
- выложи на фланеллеграфе узор из листьев или какую-нибудь фигурку.
Игра "Разложи листья".
Цель: Разложить листья в нужном порядке - так, чтобы они отражали "волшебные превращения "листьев в почву.
Самостоятельная экспериментальная деятельность.
На подносе лежат лупа, одноразовые тарелочки, стоит коробка с почвой.
Дети могут отсыпать немного почвы на тарелочку и самостоятельно рассмотреть ее через лупу, исследовать, из чего она состоит (в ее составе имеются веточки, корешки).
На другом подносе находятся сухие опавшие листья, семена и несколько коробочек: с песком, глиной, камешками, тонкими сухими веточками.
Дети могут самостоятельно сделать почву, смешав предложенные компоненты. Листья предварительно измельчают.
Использование экспонатов мини-музея в работе с детьми.
Упражнения для формирования элементарных математических представлений.
Дидактические игры
- Игра "Собери букет по цвету".
Детям предлагается взять по одному листочку и положить в соответствующую по цвету корзиночку.
- Игра "Большие и маленькие".
Большие листья собирают в большую корзину, а маленькие - в маленькую.
- "Сортировка листьев по цвету и размеру".
Дети раскладывают листья по корзиночкам, ориентируясь на два признака - размер и цвет.
Дети раскладывают карточки с изображением листа (силуэты листьев) в порядке возрастания (убывания) их размера.
-"Найди такой же".
Дети находят листья одинаковые по цвету, размеру и форме.
Связь с другими видами деятельности
Рисование.
Техника "Печатаем листьями".
Для выполнения работы дети намазывают обратную сторону листа гуашевой краской и прикладывают ее к листу бумаги. В результате получается отпечаток.
Ручной труд.
"Осенний букет".
Занятие проводится на прогулке. Дети собирают листья в осенние букеты, которые становятся экспонатами мини-музея.
Чтение.
Чтение детям стихов и рассказов об осени, например, рассказ Н. Сладкова "Золотой дождь", И. Бунин "Листопад", В. Берестов "Сентябрь", "Октябрь".
Упражнения по развитию речи.
Дети получают картинки с изображением деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением их листьев и спрашивает: "Кому нужен этот лист? "Ребенок с картинкой соответствующего дерева отвечает: "Березовый лист нужен мне, потому что у меня нарисована береза".
Весной на деревьях распускаются (что), листья.
Зимой деревья стояли (без чего), без листьев.
Летом деревья весело шелестят (чем), листьями.
План занятий по музейной педагогике.
Название месяца
|
Содержание работы
|
сентябрь
|
Знакомство с музеем.
Чтение художественной литературы Н.Бунин «Листопад»; В.Берестов «Сентябрь».
|
октябрь
|
Сбор листьев на участке для музея. Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Золотой дождь»;В.Берестов «Октябрь».
|
ноябрь
|
Сбор плодов деревьев: каштанов, желудей, шишек.
|
декабрь
|
Почва и листья (опыты).
|
январь
|
Дидактические игры, разгадывание загадок.
|
февраль
|
Беседа о лекарственных растениях: листья крапивы, шалфея, брусники.
|
март
|
Изготовление работ и поделок из листьев.
|
апрель
|
Беседа «Сила леса».
|
май
|
Рассматривать листья на участке (зарисовать).
|
июнь
|
Праздник «Троица» (беседа о берёзовых листьях).
|
июль
|
Сбор букетов (листья, цветы).
|
август
|
Отчетная выставка в музее.
|
|