Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 08:44

Сайт воспитателя Шкуркиной Н.В.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Ваш ребенок любит ходить в детский сад?
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Музейная педагогика

                               Мини-музей "Листья"

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: "В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.  Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра".

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?

Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это экспонаты, среди которых немало самых разных и необычных коллекций.

"Коллекционирование - систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес".

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини­музей. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которого он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно!

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь ребенок - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

 

I этап - подготовительный этап.

  1. Определение темы и названия музея.
  2. Составление проекта.          

                                II этап - практический этап

Создание музея.

Цель. Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания.

Расширять кругозор дошкольников.

Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

В мини-музее представлены экспонаты, рассказывающие не только об опавших, но и живых листьях.

Программа "Наш дом - природа": экспонаты мини-музея используются для работы по блокам "Почва - живая земля", "Растения "и в рамках экологического проекта "Наше дерево".

Наш мини-музей "Листья "находится в групповой комнате в центре природы. Материал расположен по разделам, на полочках разного уровня. При его оформлении использованы засушенные листья деревьев разных пород.

 

  Раздел "Одеяло из листьев".

В разделе представлены макеты, связанные с осенними явлениями в природе. Коробка с откидной крышкой обклеена с обеих сторон сухими разноцветными листьями. Внутри коробки тоже листья, а на них лежат маленькие фигурки насекомых. Во время экскурсии дети заглядывают под одеяло из листьев и находят тех, кто прячется под ним. Среди опавшей листвы спрятались уж и еж. Здесь они спят всю зиму.

Раздел "Листья для художника".

 

Здесь находятся засушенные осенние листья - прекрасный материал для творчества. Представлены осенние букеты, картины из сухих листьев,

 

объемные работы, выполненные детьми на занятиях и совместно с родителями.

 Раздел "Дерево загадок".

Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети могут подойти к дереву и отгадать загадки.

Раздел "Листья лечат".

В этом разделе на полочке расположены коробочки с лекарственными растениями: крапива, шалфей, брусника. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.

Раздел "Листья и почва".

Эти экспонаты музея - разнообразные сухие листья, хвоинки. Здесь же находится модель почвы в стеклянной емкости, в верхней части которой лежат опавшие листья.

Раздел ’’Волшебные превращения листьев".

Этот разделе представлены работы детей из листьев, их чудесное «превращение»

Уголок самостоятельной деятельности.

В этом уголке находится "Лиственная игротека". Здесь предлагаются детям следующие задания:

  • подбери пару (плод - лист) ;
  • подбери к дереву соответствующий лист;
  • узнай лист по его тени;
  • выложи на фланеллеграфе узор из листьев или какую-нибудь фигурку.

  Игра "Разложи листья".

Цель: Разложить листья в нужном порядке - так, чтобы они отражали "волшебные превращения "листьев в почву.

 

 

Самостоятельная экспериментальная деятельность.

На подносе лежат лупа, одноразовые тарелочки, стоит коробка с почвой.

Дети могут отсыпать немного почвы на тарелочку и самостоятельно рассмотреть ее через лупу, исследовать, из чего она состоит (в ее составе имеются веточки, корешки).

На другом подносе находятся сухие опавшие листья, семена и несколько коробочек: с песком, глиной, камешками, тонкими сухими веточками.

Дети могут самостоятельно сделать почву, смешав предложенные компоненты. Листья предварительно измельчают.

Использование экспонатов мини-музея в работе с детьми.

Упражнения для формирования элементарных математических представлений.

                       Дидактические игры

  • Игра "Собери букет по цвету".

Детям предлагается взять по одному листочку и положить в соответствующую по цвету корзиночку.

  • Игра "Большие и маленькие".

Большие листья собирают в большую корзину, а маленькие - в маленькую.

  • "Сортировка листьев по цвету и размеру".

Дети раскладывают листья по корзиночкам, ориентируясь на два признака - размер и цвет.

  • "Разложи по порядку".

Дети раскладывают карточки с изображением листа (силуэты листьев) в порядке возрастания (убывания) их размера.

-"Найди такой же".

Дети находят листья одинаковые по цвету, размеру и форме.

 

Связь с другими видами деятельности

 

Рисование.

Техника "Печатаем листьями".

Для выполнения работы дети намазывают обратную сторону листа гуашевой краской и прикладывают ее к листу бумаги. В результате получается отпечаток.

Ручной труд.

"Осенний букет".

Занятие проводится на прогулке. Дети собирают листья в осенние букеты, которые становятся экспонатами мини-музея.

Чтение.

Чтение детям стихов и рассказов об осени, например, рассказ Н. Сладкова "Золотой дождь", И. Бунин "Листопад", В. Берестов "Сентябрь", "Октябрь".

Упражнения по развитию речи.

  • "Кому что нужно? "

Дети получают картинки с изображением деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением их листьев и спрашивает: "Кому нужен этот лист? "Ребенок с картинкой соответствующего дерева отвечает: "Березовый лист нужен мне, потому что у меня нарисована береза".

  • "Закончи предложение".

Весной на деревьях распускаются (что), листья.

Зимой деревья стояли (без чего), без листьев.

Летом деревья весело шелестят (чем), листьями.

                     

 

                    План занятий по музейной педагогике.

Название месяца

Содержание работы

сентябрь

Знакомство с музеем.

Чтение художественной литературы Н.Бунин «Листопад»; В.Берестов «Сентябрь».

октябрь

Сбор листьев на участке для музея. Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Золотой дождь»;В.Берестов «Октябрь».

ноябрь

Сбор плодов деревьев: каштанов, желудей, шишек.

декабрь

Почва и листья (опыты).

январь

Дидактические игры, разгадывание загадок.

февраль

Беседа о лекарственных растениях: листья крапивы, шалфея, брусники.

март

Изготовление работ и поделок из листьев.

апрель

Беседа «Сила леса».

май

Рассматривать листья на участке (зарисовать).

июнь

Праздник «Троица» (беседа о берёзовых листьях).

июль

Сбор букетов (листья, цветы).

август

Отчетная выставка в музее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: farmakolog (31.01.2016)
Просмотров: 861 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Главная страница
  • Главная страница сайта
  • Поиск
    Полезные ссылки
  • Управление образования Воскресенского района
  • Детский сад комбинированного вида №6 "Чайка"
  • Официальный сайт детского сада № 9 "Светлячок"
  • Сайт "Твой ребенок", информация для родителей
  • Консультации специалистов для родителей
  • Сайт воспитателя детского сада №28 Бунятовой Юлии Владимировны

  • Профессиональный сайт Шкуркиной Н.В.
    uCoz