КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
по экологии
(СТАРШАЯ ГРУППА)
ЛЕС – МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ
(сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях)
З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за растениями на участке д/с.
– Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью).
– Работа с моделями.
– Работа в экологической комнате (макет леса).
– Чтение художественной литературы о лесе.
– Работа в дневниках наблюдений (деревья, кусты, цветы осенью).
– Экскурсии по экологической тропе детского сада.
– Сбор семян, листьев.
Ход занятия
1. Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья)
(С. Н. Николаева. Юный эколог.)
– Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет?
2. С о с т а в л е н и е сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза и ель): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Магазин «Семена».
Воспитатель исполняет роль продавца, ребенок должен описать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где используется желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.).
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что помогает растениям расти?».
З а д а н и е. Выбрать себе схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек.)
ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ
(беседа о водоеме и водоплавающих птицах)
З а д а ч и: развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций о водоеме.
– Беседы с детьми.
– Чтение природоведческой и энциклопедической литературы.
– Рассматривание картины «Водоем» в холле.
Ход занятия
1. И г р а «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем, иллюстраций).
Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник); водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки, гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра, ондатра).
2. А н а л и з п о л у ч е н н ы х к а р т и н.
Дети вместе с воспитателем рассматривают водоем и рассказывают, кого, куда они поселили и почему.
3. Б е с е д а с детьми.
– Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему?
– Что случится с птицами, если они не успеют улететь?
– Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»?
Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц.
4. Р и с о в а н и е в о д о е м а.
|